- - - - -

«Благо народа -

вот высший закон»

Цицерон

+7 (495) 545-74-28

Кадастровая оценка станет государственной монополией

По представлению правительства РФ в Госдуму внесён законопроект о передаче прав кадастровой оценки в ведение государства. Планируется разрешить как плановую, так и внеплановую проверку исключительно региональным властям. Законопроект разработан во исполнение поручения Президента, по итогам обращений граждан отметившего зачастую завышенную стоимость недвижимого имущества и связанный с этим чрезмерный уровень налогообложения. В феврале текущего года Президент рекомендовал правительству разработать оптимальный вариант взимания земельного налога. От кадастровой оценки, нередко оказывающейся значительно выше рыночной, напрямую зависят и стоимость выкупа, аренды муниципальных земель. Планируется создать специальный институт государственных кадастровых оценщиков, обладающих исключительными правами на данный вид деятельности, оказывающим услуги на бесплатной основе. Данное бюджетное учреждение будет призвано взаимодействовать с собственниками недвижимого имущества, в частности, рассматривать поступающие от граждан жалобы. Для каждого региона реформа обойдётся не менее, чем в 13 млн. рублей. В настоящее время граждане, не согласные с результатами кадастровой оценки, могут обратиться к независимой экспертизе. Предложенная правительством схема, как отметили в комитете по земельным отношениям, не решит существующей проблемы, но только усугубит её остроту. Собственники жилья не получат никакой гарантии от очередного повышения налогов, к тому же будут начисто лишены возможности оспорить результаты оценки. Нововведения не регламентируют чётко периодичность проведения кадастровой оценки на всей территории РФ, лишь повторяя действующую законодательную норму, предписывающую интервал времени от 3 до 5 лет, а в крупных населённых пунктах федерального значения – не чаще, чем раз в два года. При такой неопределённости рост налогов может произойти в очень короткие сроки. По мнению депутатов, переоценка жилья должна происходить раз в 5 лет. Депутаты отметили и отсутствие единой методики: «правовая природа» акта, разработка которого поручена уполномоченному органу на федеральном уровне, не гарантирует исполнение оценщиками всех установленных требований. Нет в законопроекте положения об ответственности за проведённую кадастровую оценку, а значит, и о возможности обжалования результатов таковой. Сам механизм подачи жалоб, по мнению депутатов, должен быть предельно упрощён, так как в настоящее время этот процесс требует от граждан глубоких юридических познаний. Документ, кроме всего прочего, не исключает, что спорная рыночная стоимость будет оцениваться за счёт самого собственника жилья. Государственные органы напрямую заинтересованы в увеличении кадастровой стоимости, ради повышения взимаемости налогов, собираемых в региональные и муниципальные бюджеты. Возможно и административное давление «сверху». Таким образом, законопроект в существующем виде представляет интересы именно государства, а не налогоплательщика. Внеплановые проверки, согласно законопроекту, возможны при падении индекса цен на 30%, что влечёт за собой уменьшение кадастровой стоимости. Однако едва ли государство воспользуется такой возможностью, да и столь стремительный обвал цен вряд ли может прогнозироваться.